Как происходило становление высшего образования в России

Впервые вопрос о необходимости образования был поднят во времена правления Петра 1. И в этом нет ничего удивительного: именно в это время в России начали осознавать, насколько нужны в стране собственные специалисты и учителя. Поначалу были попытки отправляться для обучения за границу, но это оказалось малоэффективно, поскольку стипендиаты не знали европейских языков, а уровень их подготовки и близко не соответствовал уровню образованности европейских студентов.

Петру многократно советовали основать в России собственную академию. Но только в 1724 году была основана Академия наук университета, а через год по договоренности в университет для начитки лекций приехали известные ученые.

Академия наук

Но смешно было то, что когда прибыли профессора (а их было 17) читать лекции было некому. Поэтому из Германии приехало (по приглашению, естественно) еще и 8 студентов, которые позже стали академиками.

А русских студентов так и не хватало, и только через 13 лет попытались осуществить «правильное преподавание», приглашая студентов из духовных академий. И все равно этого было мало. Чтобы вы лучше могли себе представить, насколько остро стояла проблема нехватки слушателей, озвучим цифры: на 12 профессоров приходилось 12 студентов. В 1747 году была внедрена практика выплаты стипендий. Такая честь была оказана студентам, которые знали латынь (как известно, преподавание велось именно на этом языке).

В 1753 году произошел первый выпуск студентов, хотя из 20 учащихся в университете смогли окончить его только 9. И вроде бы одни студенты ушли, другие пришли, но несмотря на это через четыре года преподавание из-за нехватки слушателей все-таки прервалось.

В 1758 году университетом стал заведовать Ломоносов. Он приложил максимум усилий, чтобы в корне изменить ситуацию. Как он утверждал – до этого и университета-то никакого не существовало, жалкое подобие! Но смерть Елизаветы помешала ему осуществить свои грандиозные планы.

А вот в 1765 году произошло массовое исключение студентов, и что интересно – по собственной воле. Они заявили, что не имеют способностей к обучению. И после этого в университете осталось только два учащихся, что тут скажешь, настоящий упадок!

В 1783 году был открыт Московский университет. Чтобы привлечь сюда дворянство, использовались некоторые хитрости: к примеру, окончившим университет присваивались офицерские чины. И это подействовало: дворяне начали отправлять своих детей учиться, и в университете появилось более ста студентов. Это был рекорд! Правда, теперь возникла другая проблема: стало не хватать преподавателей. И снова посещаемость упала.

Профессора объяснили ситуацию так: не хватает учебного подручного материала. Кроме того, сам директор университета не являлся «человеком ученым». Профессора требовали, чтобы управление обучением велось выбранными ректорами и деканами. Они просили, чтобы правительство не брало на службу студентов до окончания курса. Также прозвучала необходимость улучшения материального обеспечения преподавателей.

Екатерина так и не обратила внимания на эти справедливые требования, и вся ситуация осталась без должного внимания. И хотя вопрос об усовершенствовании системы российского образования поднимался и в 1786 году (предлагалось создать три ВУЗа — в Пскове, Чернигове и Пензе), опять же должного отображения предложения не нашли, поскольку императрица была занята исключительно внешней политикой.

И только во времена царствования Александра I, был создан специальный орган – Министерство народного просвещения, а в основу университетского становления был положен проект, разработанный самим Карамзиным. И вот именно с этого времени начитается реальная история становления университетов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *