Профориентация. Специалист профориентации Эльмира Давыдова

Эльмира Давыдова, директор центра профориентации ПрофГид в Москве. Интервью.  

Почему Вы работаете в Москве специалистом профориентации? Это так важно для школьников?

Эльмира Давыдова: Я работаю в Москве потому, что я здесь живу. А для школьников это сверхважно. Во-первых, они не знают профессий, во-вторых, они не знают своих желаний. А родители частенько их вводят в заблуждение, потому что путают своих детей с собой и путают свое время с временем, в котором живут их дети. Родители часто ориентируются на прагматику и только на прагматику (будешь хорошо зарабатывать, для женщины  это самое хорошее – быть экономистом и т.д.). А на одну только прагматику опираться глупо, как потом выясняется. У человека есть не только потребность в безопасности, но есть и потребности в развитии, в творчестве, в желании отдавать, делать что-то сверхважное для окружающих. И люди в 35 лет к этому приходят. А ведь можно было и раньше все это учесть. Хотя – в стремительно меняющемся мире приходится иметь в  виду и изменения в профессиональных инструментах. Теперь ценятся люди синтетические, интегративные, много знающие и много умеющие в своем деле.

Важно ли чтобы школьник сразу определил направление своей деятельности? Как в этом Вы помогаете?

ЭД: Важно, чтобы он понимал про себя несколько вещей. Базовых. Это такие вещи – готов ли он работать с людьми непосредственно? А если нет, с какими объектами готов? Если  с людьми  готов – что именно он готов с ними делать. Важно, чтобы он  ради безопасности  и  просто так, с бухты-барахты себя не засовывал в места неинтересные для него. Важно, чтобы он осознал, что то, что он хочет — реально, а вовсе не нереально. Или напротив,  что то, что он хочет – недоступно для него. Например, если человек любит компьютерные игры, хочет  их программировать, но при этом страшно неусидчив, не знает в математике элементарного, вообще, не имеет привычки себя умственно принуждать – то у него не получится быть программистом игр, конечно, если он только не совершит подвиг и не станет трудолюбивым, усидчивым. У описываемого мальчика, слава богу, есть еще одна страсть с детства-автомобили. Он их знает, их нутро и внешний вид, все линейки всех автокомпаний.  Потому  что его глаза открыты этому. Кроме этого, у мальчика хорошие руки. Так что же делать? Идти ему в авторемонт, тюнинг внутренний и внешний.  И будет он в сто раз счастливее.

Что в Вашей работе считаете Вы хорошим результатом?

ЭД: Хороший результат — это обоснованный выбор  одной профессии и выбор учебного заведения. Почему одного?  Отвечаю так: а что человек будет делать с десятью профессиями? Я для того и нужна,  чтобы произвести в конце концов селекцию.  Селекцию делаем вместе с родителями. Это такое совещание за круглым столом. Профориентационный стол и на самом деле у меня круглый.

За какими профессиями к Вам приходят? Есть ли престижные профессии и почему они такие?

ЭД. Престижные профессии нынче — это не космонавт, а такие, которые осуществляются в офисе, дают много денег и карьерные возможности.  А также популярны для ряда людей профессия чиновника.  Я спрашиваю: «а взятки брать будете?» Говорят: «а как же!» Сегодня так. Никакой романтики нет. Я говорю об общем настроении. Есть исключения.

В чем отличие современного образования от образования в СССР?

Для меня очевидно: подавляющее большинство людей нынче намерены получить высшее образование. Даже если в школе им не удалось получить среднее образование и они ничего не знают из школьной программы. При Советской власти такой человек, во-первых, не смог бы поступить в институт. А во вторых, в институте учиться было трудно.  Сама система школьного образования была непосильной для многих. Эти люди в дальнейшем становились малярами и сантехниками, водителями.  В школе они получали страдания и заниженную самооценку. Должно быть по-другому.  Если не можешь физику и химию глубоко изучать – изучай ее на уровне бытовой безопасности (не лить воду на электрические провода) и всё. А можешь глубоко изучать – пусть тебя не приравнивают к тем, кто не может – у тебя должна быть спец.программа.

Почему все хотят учиться в Америке и Лондоне?

ЭД. Во-первых, сильны эмиграционные настроения среди молодежи. Во-вторых, мир открыт и это все поняли. Мы живем не в России, а на Земном шаре.  Молодежь стремится присоединиться к цивилизационному процессу. Они хотят хорошее образование. Наше–то ухудшилось. Пока хотят в Лондон. Это потому что про Сингапур ничего не знают  А там отличное образование, в Сингапуре.  А в США студенту можно еще и подрабатывать.  Они вернутся в Россию со свободным английским и будут здесь нарасхват.

Что нужно сделать, чтобы школьник поступил куда ему интересно и учился с ответственностью?

ЭД. Для этого нужно воспитать ответственного человека. И чтобы этот ответственный человек попал в хорошую образовательную среду.

Наблюдаете ли Вы в школьниках ответственность за свое будущее?

ЭД. Редко, но наблюдаю.

У кого какие страхи? Какие фобии бывают у абитуриентов?

ЭД. Фобии: ‘у генералов свои дети’, ‘да тут бесплатного образования нет’, ‘да на бесплатное не поступишь’, ‘я не сдам химию’.

Вы работаете на результат или для души?

ЭД. Я работаю на результат и все время держу руку на пульсе самочувствия моего клиента. Если он испытывает внутренний протест против чего-то, я это узнаю и мы роем в этом месте, оно важное и интересное, это место. Тут открываются новые возможности и бездны. И это меня целиком захватывает, я забываю о себе полностью. Я вся в моем клиенте и в его истории, в его чувствах и представлениях.

У Вас есть план и цели в Вашей работе?

ЭД: План есть. И цели есть. Это не просто посидели-поговорили. Я имею четкий план. Как и врач имеет план обследования. Однако наличие плана не отменяет правила следования за клиентом. Я его не подавляю.  Я люблю любой его ответ. Любой ответ для меня информативен. И мы серьезно обсуждаем любой ответ.  Я строю гипотезы. Эти гипотезы проходят систему фильтров. И в конце  разговора выпадает из этой условной трубы ОДНА профессия. И еще мы находим учебное заведение, адекватное данному человеку и его возможностям.

Насколько важно школьнику показать пример (авторитет) или все хотят  делать свои собственные достижения, не подражая никому?

ЭД: Пример важен, очень важен. Образ человека профессии.

Какие очевидные ошибки допускают школьники при выборе профессии и ВУЗа? Чьи это упущения?

ЭД. Думают не сами, а поддаются стадному чувству, слушаются родителей. Я не сказала: «слушают»,  я сказала «слушаются». А это, согласитесь, исключает свое участие в решение вопроса. Они боятся, трусят армии и из-за этого они поступают куда-нибудь. Это упущение государства и семьи. Профориентировать детей надо с самого раннего детства, показывая детям работу разных людей и обсуждая их работу.

Как Вы наблюдаете  изменяется рынок труда?

ЭД. Я его постоянно изучаю различными способами. Он неотрывен от рынка образования.. Который я тоже постоянно изучаю. Они стремительно меняются, эти рынки. Мне чрезвычайно горько от того, что у нас нет производства роботов, точных приборов, новых материалов, что у нас толком нет науки.  Она есть, но у ней нет денег, и она отстает от других стран. Поэтому у нас много учат менеджерам, финансистам и мало и хуже учат инженерам. Это очень плохо. Мы отстанем от других и не догоним. А ведь в России замечательные мозги рождаются всегда.

Как Вы используете свои университетские знания в своей работе?

ЭД. Университетское образование — широкое. Оно дает больше, чем знания, оно дает подход, метод работы, развивает системность в подходе к материалу, умение работать быстро, широту ума, трудоспособность. Знания о профессиях я получила во время моей работы в кадровом агентстве, которое было мое, и я им всецело руководила, много кого видела из специалистов самых разных областей, имела с ними длинные разговоры об их работе и проч. Психологическому  консультирванию училась в Экзистенциальном инстиуте в США.

Что Вы скажете абитуриентам о выборе профессии?

ЭД. Абитуриенту скажу: читайте мои статьи и приходите на мои коснультации, хотя бы и по скайпу. Думайте своей головой, своим сердцем. Коснультанта используйте как собеседника, способного вскрыть нечто в вас, а думайте всем своим существом.

Вы сможете получить консультацию на сайте http://profguide.ru/ Пройдите тесты и узнайте, какую профессию Вам стоит выбрать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *