Менталитет отечественного студента и студента-иностранца: в чем разница?

То, что наша система образования кардинально отличается от зарубежной, не для кого не секрет. Отличается все: сама система, наши преподаватели, наш учебный материал, специфика преподавания в ВУЗах, вступительные экзамены и т.д. Но как насчет самих студентов, насколько отечественный студент отличается от европейского? В чем разница менталитетов между студентами постсоветских стран и более развитых, таких как Великобритания, Америка, Германия и Франция?

Многие преподаватели, которым довелось в ходе своей преподавательской деятельности работать, как с нашим студентом, так и с зарубежным, отметили: основное отличие их состоит в изначальном отношении к учебе. То есть наши студенты уже с первого курса настроены на то, что студенчество – это лучшие годы жизни. Можно списать, подсмотреть, прогулять или вообще проспать занятие. За это ничего не будет. Студент-европеец с самого первого дня обучения в ВУЗе, настроен (или лучше сказать запрограммирован родителями и самой системой), что учеба – это основа будущей карьеры,а значит, обеспеченной и счастливой жизни. Кстати, про списывание: в других странах этот феномен вообще отсутствует, только наши студенты списывают на парах, при этом современный российский студент уже просто не умеет обходиться без шпаргалок. Ни один экзамен, ни одна контрольная или семинар, не проходят без списывания. В США в престижных ВУЗах неоднократно были случаи, когда нашего студента исключали из университета за то, что он посмел списать на контрольной. При этом сдавали нерадивого ученика свои же, студенты-американцы.

Все это достаточно объяснимо: Россия долгое время была «безграмотной», в то время, как в Европе уже работали первые школы. А когда дворяне начали пользоваться услугами иностранных учителей, в других странах уже начали появляться первые ВУЗы.

Таким образом, сегодняшняя наша система имеет прочную фундаментальную базу, в то время как прикладная европейская нацелена исключительно на карьеризм.

Есть еще один нюанс: к примеру, в юридический ВУЗ студент-американец поступает аж после 22 лет, то есть в вполне осознанном и зрелом возрасте. Наши же дети начинают учиться в университетах, в том числе и юридических, совсем юными и несформировавшимися.

Кроме того, в европейских странах студенты активно пользуются кредитами для оплаты своей учебы (кредит они возвращают после обучения в ВУЗе), на нашем же бедняге-студенте все годы обучения висит финансовое бремя. Все это, естественно, влияет на сам процесс обучения.

Также в США студенты всячески демонстрируют социальные и деловые инициативы, их к этому привлекает государство. Например, студент-иностранец принимает участие в различных конференциях, в учебных судебных процессах, активно пишет статьи различной тематики. И еще: студент-иностранец открыто демонстрирует перед работодателем свои внеучебные достижения (спортивные победы или какое-либо хобби), нашему же выпускнику и в голову не придет указать в резюме свои спортивные заслуги или победы в каких-либо конкурсах. А вот работодатели в подобных достижениях видят признаки одаренности и необычайных способностей. Но не все так плохо: в России подобные проекты уже начинают активно использоваться.

Но, тем не менее, наш студент более смел в своих изучениях и освоении новых пространств. У него на кону не стоит карьера, и на него ничего не давит со стороны, поэтому он может себе позволить жить, учиться и познавать ярко и открыто, наслаждаясь каждым мигом и часом, проведенном в высшем учебном заведении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *